Киселева Алла Александровна, г. Москва, воспитатель
«Использование дидактической игры в работе с детьми с ОВЗ»ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №737 МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Доклад на педагогическом совете «Использование дидактической игры в работе с детьми с ОВЗ»
Подготовили воспитатели ГБОУ НШДС 737 Киселева А.А. Петренко О.А.
Проведено согласно плану работы на 2017-2018 гг. Зам. директора по УВР _________Иванова К.В.
13 декабря 2017
Одна из важных задач воспитания детей раннего возраста - их своевременное умственное и речевое развитие. Воспитательный процесс протекает наиболее плодотворно, когда используются специальные дидактические игры и занятия, во время которых дети усваивают доступные им сведения и умения. Обязательными компонентами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задачи, игровые действия и правила. Обучающей будет игра, если малыш, участвуя в ней, приобретает новые знания, умения и навыки. Контролирующей станет игра, дидактическая цель которой состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний. Обобщающие игры способствуют установлению связей, направлены на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях. Использование дидактической игры как метод обучения детей раннего возраста имеет свою специфику и рассматривается в двух видах: - игры-занятия; - непосредственно дидактические игры. Все дидактические игры условно можно разделить на три основных вида: - игры с предметами; - настольно-печатные; - словесные игры. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В словесных играх дети учатся, опираясь на имеющиеся у них представления о предметах, углублять свои знания о них, самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывать по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам. Обязательным элементом дидактических игр является: 1. Отражение учебного материала. 2. Выделение игровых задач. 3. Наличие правил. 4. Действия играющих. 5. Подведение итогов игры. НОД в форме дидактических игр носит незапрограммированный, игровой характер. Мотивация учебной деятельности также является игровой. Пользуясь в основном методами и приемами опосредованного педагогического воздействия: сюрпризные моменты, игровые образы, игровые ситуации на протяжении всего занятия, и окончание занятия также проходит в игровой форме. Упражнения с дидактическим материалом приобретают игровое содержание, целиком подчиняясь игровой ситуации. Выполнение разнообразных упражнений с демонстрационным и раздаточным дидактическим материалом ведет к усвоению детьми определенных способов действий и соответствующих им представлений. Дидактическая игра и различные упражнения образуют самостоятельные части занятия, сочетающиеся друг с другом во всевозможных комбинациях. Их последовательность определяется программным содержанием и накладывает отпечаток на структуру занятия. При обучении необходимо: - сочетание умственной задачи с активными действиями; - элементы загадочности (дети, давайте посмотрим, что в этой коробке). Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с малышами воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель выразительно читает их наизусть. Подводя итог с малышами, воспитатель отмечает только положительное поведение и действия детей во время проведения дидактической игры. На специально организуемых дидактически направленных играх, упражнениях и занятиях для детей воспитатель систематически, постепенно усложняя материал, развивает их восприятие, сообщает доступные сведения, формирует умения. Ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые взрослый считает необходимым ему дать. Детям предоставляется самостоятельность в игре. В группе педагоги гибко используют игровое оборудование, стимулируют детей пользоваться игрушками, предметами-заместителями. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, развивает их речь, помогает решить более трудные задачи. Дидактические игры, используемые на занятиях, дают хорошие результаты. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Дидактические игры и упражнения дадут хороший результат лишь в том случае, если педагог ясно представляет, какие задачи могут быть решены в процессе их проведения и в чем особенности их организации на ступени раннего детства.
12 февраля 2020 в 21:28
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.