Киселева Алла Александровна, г. Москва, воспитатель
«Сказка – как средство совместной работы учителя-логопеда и воспитателей в работе с детьми младшего дошкольного возраста»ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА-ДЕТСКИЙ САД №737 ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ Доклад на проблемно-тематическом семинаре «Приемы и методы коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОО». Тема «Сказка – как средство совместной работы учителя-логопеда и воспитателей в работе с детьми младшего дошкольного возраста» Подготовили: Воспитатели Киселева А.А. Петренко О.А. учитель-логопед Шемякина О. В. ГКОУ МО НШДС №737 13 декабря 2016 Сказка – универсальное средство. Она помогает решить массу разных задач, в частности логопедических. Задачи работы. 1. Обогащение словаря и формирование грамматического строя речи (беседа о героях сказок; усвоение разных типов предложений, обучение правильному согласованию слов). «Чьи следы» - притяжательные прилагательные «Герои сказок» - словарь существительных, глаголов, прилагательных. 2. Развитие связной речи и речевого общения (формирование умения слушать и понимать обращенную речь, отвечать на вопросы, вести диалог). Дети учатся слушать, общаться, взаимодействовать. 3. Развитие просодической стороны речи (дыхания, интонационной выразительности). «Развитие дыхания» «Кто как разговаривает?» 4. Работа над произносительной стороной речи и слоговой структурой слова (уточнение произношения звуков, воспроизведение слов разной сложности). Дети произносят звукоподражания Названия героев сказки проговариваются, прохлопываются 5. Развитие познавательных процессов (воображения, восприятия, мышления и др.), общей и мелкой моторики. - физ минутки по теме - складывание разрезных картинок - складывание картинок из частей Варианты использования сказок: 1. Чтение сказки взрослым 2. Взрослые показывают сказку, с использованием общих физ минуток, хороводов, игр соответствующих сюжету сказки 3. Дети самостоятельно показывают сказку. 4. Включение в обычные занятия персонажей сказки, соответствующих заданий с персонажами. 1 слайд. Использование сказок в совместной работе учителя-логопеда и воспитателей с младшими дошкольниками. Добрый день. Своё выступление мы хотим начать с того, насколько важно развивать в ребёнке творческий потенциал. 2 слайд К сожалению, многие родители и педагоги не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей. Обычно они акцентируют внимание на речи, мышлении и памяти малыша, при этом забывая про творчество и воображение, которые должно обязательно идти в одну ногу со всеми остальными направлениями. И пусть он не станет в будущем успешным актером или знаменитым певцом, но зато у него будет творческий подход к решению определенных жизненных задач. Конечно, у каждого ребенка, творчество проявляется по-разному: у кого-то в меньшей степени, у кого-то в большей. Это зависит от природных задатков. 3 слайд Стартовой точкой развития творческих способностей является раннее детство. И здесь главную роль играют родители и педагоги.
Также не стоит смеяться над детскими небылицами. Не надо огорчаться, пытаться ругать, наказывать малыша если он говорит, что на картинке изображен, допустим слоник, а не как на самом деле — чайник, не стол, а — осьминог и так далее. Естественно, маленький воображала прекрасно знает, как выглядят и стол и чайник, и что именно ОНИ изображены на картинке, просто ему, не захотелось воспринимать общепринятое понимание вещей, а хочется пофантазировать, дать волю воображению и творчеству. Стоит всячески поддерживать творческую инициативу малыша, а для этого играть в детские игры, придумывать несуществующие растения и животных, сочинять с ребенком сказки, стихи. Иногда достаточно разбудить фантазию с помощью каких-либо атрибутов. Ну, например, в данном случае, это шляпки, сделанные родителями с помощью своих детей. 4 слайд Важным моментом для развития творческих способностей является приобщение ребёнка к театрализованной деятельности, которая способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. В нашем детском садике проводятся общие праздники. И даже самые маленькие принимают в них участие (конечно для них проводятся упрощенные варианты игр и забав) 5 слайд Также развиваются творческие способности при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. При этом важно следить за пониманием детьми сюжета. Такие чтения желательно проводить небольшими подгруппами и индивидуально. 6 слайд С театрализованными представлениями дети могут познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра. На слайде фотография кукольного спектакля «Бычок-смоляной бочок». Также на данном слайде вы видите фотографии спектакля по сказке С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Конечно, дети принимали в нем участие только, как зрители. Но артистами выступили воспитатели двух младших групп, логопеды, дефектолог, а главное МАМОЧКИ наших детей. Это очень понравилось малышам. С каждым годом наш детский сад всё больше и чаще привлекает родителей воспитанников к различным мероприятиям, что является сплочением нашего педагогическо-детско-родительского коллектива. 7 слайд В повседневной жизни используются разнообразные кукольные театры (бибабо, теневой, пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок ("Репка", "Теремок", "Колобок", "Курочка Ряба" и др.). 8 слайд В младшем дошкольном возрасте малыши живо интересуются играми с куклой, их впечатляют небольшие сюжеты, показанные воспитателем. 9 слайд Они с удовольствием выражают свои эмоции в двигательных образах, импровизациях под музыку. 10 слайд На этом слайде вы видите фотографии с театрализации сказки «Репка». Перед тем, как дети показывали сказку, с ними была проведена подготовительная работа. Это: прочтение сказки, рассматривание картинок, разбор персонажей (определение последовательности их действий), распределение ролей, подбор декораций и костюмов. Непосредственно уже на спектакле, с помощью магнитной доски, повторили сюжет сказки, а далее, воспитатель рассказывал сказку, а дети обыгрывали своих героев. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. 11слайд Сказку можно сделать из всего. Готовые декорации, как на предыдущем слайде, а также из подручного материала. Вы видите инсценировку сказки, где теремок сделан из мягких строительных форм. И если детям раннего возраста надо подбирать костюм полностью, то детям более старшего возраста, достаточно одного основного элемента образа. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, ребята учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Занятия театральной деятельностью с детьми развивают психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, способность к творчеству в любой области. В своей работе мы тесно сотрудничаем с музыкальными, физкультурными работниками, а также с учителем-логопедом. Слово учителю-логопеду Шемякиной Ольге Владимировне. Слайды 12-16 12 февраля 2020 в 21:32
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.